В.В.Никитченко

Великому юбилею Иисуса Христа посвящается

ФОРМА КРЕСТА

ВВЕДЕНИЕ

Крест занимает особое место в жизни человечества. Он является символом христианской веры, культовым предметом, находит отражение в самых различных произведениях искусства (рукописные книги, картины, иконы, скульптура, архитектура), в повседневной жизни христианских государств (монеты, гербы, флаги, скипетры, державы).

В церквах наших, как и в предшествовавшие периоды, равно употреблялись и чтились кресты всех видов: и четвероконечные, и шестиконечные, и осьмиконечные. Но на Стоглавом Соборе возбужден был вопрос, какого вида кресты ставить на церквах. Царь Иван Васильевич, обновив после пожара 1547 г. Успенскую соборную церковь и позолотив верх ее, водрузил на ней "воздвизальный крест, имже благословляют", то есть крест, по виду сходный с тем, каким в церквах тогда осеняли народ и благословляли. Этот крест, верно, был отличен от тех, какие прежде ставились на церквах и какой прежде был на соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Потому-то царь, указывая на этот новопоставленный крест, и предложил отцам Собора рассудить и уложить, какого вида кресты впредь должно ставить на церквах. Отцы Собора определили, что кресты, искони водруженные на церквах и на них пребывающие, должны оставаться неприкосновенными, но и крест воздвизальный, поставленный царем на соборной церкви, достойно поставлен во славу Божию, и "таковые св. кресты на церквах и впредь да поставляются". По достоверному свидетельству, новый крест, поставленный царем на соборной церкви, был осмиконечный, а прежде кресты на церквах были четвероконечные. Следовательно, Стоглавый Собор своим решением вопроса безразлично и с одинаким уважением отнесся к крестам того и другого рода, хотя и заповедал впредь ставить на церквах кресты по образцу поставленного царем на соборной Успенской церкви. Излагая свой ответ, отцы обратили внимание и на то обстоятельство, что на многих крестах, стоявших дотоле на церквах, были приделаны кузнецами по всем концам другие, меньшие кресты, по два и по три вместе, которые от бури и сильного ветра часто ломались, а потому определили, чтобы впредь кузнецы устрояли кресты на церквах по древним образцам, а не от своего замышления и по концам этих крестов приделывали для крепости только по одному небольшому кресту и как можно тверже (гл. 41, вопрос 8).

Из многообразия возможных аспектов рассмотрения креста остановимся в данной работе на его форме, опуская различие в назначении, материале, технике исполнения, текстовом содержании, орнаменте, сюжете. В перечне крестов принята следующая схема представления материала:
порядковый номер формы креста (он соответствует номеру иллюстрации);
название креста;
указание на памятник культуры, в котором запечатлена данная форма креста;
ссылка на источник информации;
время создания данного памятника культуры.
В случае наличия для данной формы креста нескольких памятников культуры они приводятся в хронологической последовательности. Интерес, безусловно, представляют оригинальные работы, впервые использующие данную форму креста.

В списке источников информации размеры указаны в миллиметрах. Последовательность измерения: горизонталь, вертикаль и, если необходимо, толщина.

Представление сайта в поисковых системах и каталогах
Presentation of site in search systems and catalogues

Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik