Собор св.ап.Петра
San Pietro in Vaticano, or St Peter's in the Vatican
история:
The first church here was built about 324...329 over the tomb of St Peter, on the orders of Emperor Constantine. Preparation of the area, which was difficult to build on, was started earlier, in 319. It was consecrated by Pope Sylvester in 326, and it is thought that construction was completed in 349. To get an idea of how this church looked, the best place to go is San Paolo fuori le mura. There are some differences, but you will be able to understand how a vast basilica with 5 naves functions as a church.

Над сооружением собора работали поочерёдно знаменитейшие архитекторы того времени.
Work started 1452, but at the death of Nicholas V in 1455 it was suspended for nearly 50 years, with the exception of some activity during the papacy of Paul II. By then, they had not gotten further than demolishing the old basilica. It was Pope Julius II (1503-1513) who finally started work on the new basilica. Donato Bramante was given the job of designing it. He planned a Greek cross plan, with a large central dome. At his death in 1511, Raphael, Frea Giocondo da Verona and Antonio da Sangallo were commissioned to continue. As more space was needed, a longer nave was added, creating a Latin cross plan rather than a Greek cross.
As the last of the three new architects, da Sangallo, died in 1546, Michelangelo was asked to complete the church. He attempted to return to Bramante's design, and it is mainly in the area of the apse that his work can be seen. He also designed the main dome, but died before it was completed.
Назначенный архитектором строительства собора в 1546, Микеланджело, приспосабливаясь к грандиозному проекту Браманте, упростил его и изменил размеры, задумав здание централизированной планировки, купол которого становился его пластическим и символическим завершением.
В 17 в., из-за вмешательства Мадерно, собор, задуманный Микеланджело, лишился своей оригинальности, сохранив только в куполе самую значительную часть начального проекта архитектора.
Художник смог наблюдать за строительством вплоть до возведения основания.
В 1585 купол был поднят на высоту фонаря. Сначала строительство продолжил Пирро Лигорио, смещённый вскоре, так как он слишком отошёл от проекта Микеланджело.
Vignola followed, and then in 1573 Giacomo della Porta. The dome was completed by Domenico Fontana in 1589, and inaugurated in 1593.
На его место назначили Джакомо Бароцци, называемого Виньола. Затем Григорий XIII назначает на это место Джакомо делла Порта, а Сикст V дал ему в помощь Доменико Фонтана. Купол был завершён менее чем за два года, с 1588 по 1589, ещё шесть месяцев понадобилось для завершения его фонарём. Использован способ "двойного корпуса", поделенного на шестнадцать частей, на которых видны три ордера окон. Так появился купол всех христиан.
Надпись под световым барабаном: "TV PETRVS ET SVPER HAHC PETRAM ... CAETORVM".
Надпись под световым фонарём: "•SPETRIGIORFAESIXTVS FPVAMDXCPONTIF•V•".
Микеланджеловский проект собора св. Петра в общих чертах повторён в плане церкви Санта Мария ди Кариньяпо.

Существенным недостатком собора современники считали отсутствие дальних точек обзора. В процессе многолетнего проектирования (1520...90) и затем строительства собор претерпел многие изменения. Возведенный по проекту Микеланджело по купол, собор ещё долгое время достраивался.

The facade was the last major part to be completed, in 1606...14. It was designed by Carlo Maderno, who also added three new chapels on each side of the nave.

The steps leading to it are by Bernini, and the statues of SS Peter and Paul flanking the steps are from the 19th century. The bell-towers were added a little later, due to difficulties with the foundations. Work on them stopped in 1621, at the death of Pope Paul V. It was resumed some fifteen years later, and completed shortly after.

The archway on the left side is known as the Arch of the Bells - look up and you will see why. It leads into the Vatican State - pemission is needed to pass through it.
In the centre is the Loggia of Benedictions, where the Holy Father appears on special occasions. The announcement of the election of a new Pope is made from this loggia.
A complete renovation was carried out for the Jubilee Year 2000. The original paint was analyzed, and the facade was, to the distress of many, repainted.

Купол, запроектированный ранее в центре основного объёма, оказался в глубине. При колоссальности размеров собора и пространства перед ним необходимо было наметить точки воприятия и определить модуль масштабного перехода от окружающей застройки к зданию собора. Эту функцию в значительной степени выполнила колоннада, созданная Л. Бернини. Огромные размеры самой колоннады, формирующей пространство площади, отнюдь не умалили впечатление от величины собора, что достигается сложной системой оптических корректив. Геометрический центр площади зафиксирован обелиском. Это значительно усилило подъём уровня площади в сторону собора. Эллиптическая колоннада связана с собором галереями. Единая оптическая линия достигается тем, что верхний уровень галереи является естественным продолжением уровня колоннады. Наклон плоскости здесь компенсируется скосом всех горизонтальных линий - окон, капителей, цоколя и т.д. И. наконец, ведущая оптическая линия прерывается осью эллипсовидной колоннады, расположенной перпендикулярно к главной оси сосбора. В результате этого создаётся сокращение пространства, и величина собора воспринимается более значительной.

Проблема взаимодействия собора с окружением была, однако, решена не полностью. Его купол оставался вне поля зрения с площади. В неосуществлённом проектк Л. Фонтана предполагалось достроить колоннаду и с другой стороны площади, с тем чтобы обеспечить полный обзор сооружения и связать его в единый ансамбль с набережной Тибра и замком св. Ангела. В наше время это в известной мере осуществлено пробивкой улицы Виа де Кончилиационе, соединившей площадь с набережной Тибра.
место:
Ватикан
Vatican
состав:
неф
nave dome часовня
chapel chapel of Pieta chapel of Relics chapel di San Sebastiano Blessed Sacrament Chapel Cappella Gregoriana Cappella di San Michele Arcangelo Altar of the Chair Cappella della Madonna della Colonna Altar of the Lie Altar of the Transfiguration Cappella Clementina Cappella del Coro Cappella delle Presentazione Baptistry Sacristy and Treasury Right transept Confessio High altar Crypt колоннада
архитектор (хронология):
Браманте

Рафаэль

Бальдассаре Перуцци

Антонио да Сангалло мл.

Микеланджело (1546 )
Michelangelo
оформление:
This is the world's largest church, with a floor area of 21,477 m2. The external perimeter is 1,778 metres, it is 186.35 metres long and 97.50 metres wide. The main nave is 40 metres high, and the dome 132.50 metres. There are 44 altars (the Constantinian basilica had 120), 11 domes, 778 columns, 395 statues, 135 mosaic panels.
h = 143 м.
святыня:
двери сень над алтарём икона
icon кафедра св. Петра
cathedra Petri

надгробие Александра VII
tomb of Alexander VII одеяние св. Вероники

статуя частица св. Креста

часы фасадные
facade watch
погребение:
папа Григорий VII
предмет с изображением:
Virgin museum
Peter museum
Valenik Arts.In.UA