Церковь Петра и Павла на Городянке
Church of SS Peter and Paul on Gorodyanka
история:
Построена, возможно, как загородный храм князя Ростислава Мстиславича.
Является одним из наиболее важных памятников русского зодчества домонгольской поры.
Датировку памятника предложил М.К.Каргер. Он исходил из сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни, а также из предположения, что известная запись из сборника Михаило-Златоверхого монастыря в своей последней части говорит "о постройках последних двух десятилетий XII века" и относил церковь к ~1175. Воронин и Раппопорт отвергают эту датировку собора и относят его к строительному времени Ростислава - середине XII века. В 1996 прошли празднования 850-летия постройки храма, так что датировка постройки 1146 годом остается традиционной. Храм довольно скоро (к концу 12 в.) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться "за мир, зовомый Петровского ста". Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла.
Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись сделана на высоте 1,8 м от пола. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как "Господи помози рабу своему Василию внуку" и предполагал как автограф строителя храма Ростислава.

На плане Гондиуса облик храма был передан превратно - небольшой по площади храм без алтарных апсид с тремя ярусами маленьких окон и колючей луковичной главой на гранёном барабане. Никаких пристроек здание не имеет; оно окружено земляными укреплениями 17 в. в виде четырехконечной звезды.

С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви свою резиденцию, для чего в ~1635 с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращён в костёл. Вход в его нижний этаж был сделан новый в южной трети западной стены. После возврата Смоленска России в 1654 униатская база у церкви ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами.

В 18 в. над дворцом выстроен третий этаж, занятый придельной церковью св. Варвары. Пол храма поднят над древним уровнем до пола нижнего этажа дворца. Внутри, в целях увеличения пространства храма, обтесаны в нижней части столбы и лопатки, причем западная часть столбов приобрела овальную форму, а восточная пара лишилась своих боковых крестов. Вместо древних окон появились два яруса больших, широких, обрамленных наличниками из фигурного кирпича, аналогичных обрамлению дворцовых окон. Срублены полуколонны фасадных лопаток, противоречащие плоским членениям фасадов дворца и полностью заложены древние порталы. Возможно, тогда же была устроена четырехскатная крыша, вторившая дворцовой двускатной кровле.
В 1782 с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880).

В 1812 храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что поплавились колокола. Часть имущества храма вынес из огня священник И. Зубовский, который до выступления части за границу возил его с собой. Деньги были возвращены в храм в 1813, утварь разыскана и возвращена в 1816.

Во время очередного ремонта в 1812 разобрана древняя глава, заменена новой; по счастью под кровлей уцелели основание первоначального барабана редкой 12-гранной формы с 12 узкими окнами. В восточной части стены превосходно сохранились два первоначальных окна и часть арочного пояска в основании закомары, что вместе с другими чертами свидетельствовало о сохранении древней основы. При ремонте 1894..95 стены всего храма снаружи были перетёрты и окрашены.

В 1909 Покрышкин установил, что пол храма был сильно поднят против первоначального, а в нижней части его стен были ниши (погребальные аркосолии).

После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея. До 1936 служба продолжалась только в приделе св. Варвары.
В 1924...28 в связи с предполагавшейся реставрацией были проведены исследования, но тогда не состоялась.
В 1936 и этот храм был закрыт, а здание передано под архив. Последние служители репрессированы по делу архиепископа Серафима (Остроумова), обвинённого в создании контрреволюционной группой и высланного в Казахстан.
В 1962...63 к празднованию 1100-летия основания Смоленска Петром Дмитриевичем Барановским осуществлена реставрация. Удалили третий этаж палат, отделили от них древний храм и вернули ему первоначальный облик. Чертежей и подробного описания этой интересной работы нет.
место:
Смоленск
Smolensk
оформление:
~1150.
Крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. Фасады членятся лопатками, у двух средних - с полуколоннами, широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные амбразуры окон обрамлены одноступенчатой нишей. Темные пятна этих проёмов подчеркивают мощь здания. В центральной закомаре три окна, в боковых - по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма. В стенах - незаделанные черные пятна каналов от лесов. На уровне массивных полуциркульных закомар фасады опоясывает лента аркатуры с двойным поребриком, проходящая через верхи полуколонн и лопаток, как бы образуя их карниз. Широкие плоскости лопаток западных углов пересекает лента бегунца и выложенные из плинфы рельефные 4-конечные кресты. В убор карнизной части огромного 12-гранного барабана, кроме опирающейся на плоские тяги аркатуры, введен пояс керамических плиток в виде уступчатых нишек с килевидными завершениями. Обломки этих плит были найдены в закладке древних окон главы. Это облегчает пропорции главы и подчёркивает интерес зодчего к высотности здания.
Храм не оставался без покрытия кладки. В местах примыкания построек выявлены остатки известковой бело-розовой затирки. Вероятно, кресты на лопатках и элементы декора не затирались. Мощные крестчатые столбы связаны подпружными арками, несущими с помощью парусов 12-гранный барабан главы. Ветви креста, то есть средние членения, перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых образуют центральные закомары. Своды угловых членений тоже цилиндрические, повернутые шелыгами в направлении север-юг. Поэтому на северных и южных фасадах храма боковые закомары соответствуют торцам сводов, в них размещены окна, тогда как боковые закомары восточного и западного фасадов ложные, имеют не окна, а глухие ниши. В глубине алтаря, следуя его полукружию, находилось сложенное из плинфы седалище для клира - горнее место, основание которого вскрыто раскопками.

Стены были покрыты росписью. Об этом свидетельствуют сохранившиеся местами широкошляпочные гвозди, а также фрагменты живописи. Расписаны были и плоскости оконных амбразур. Судя по сохранившимся мелким фрагментам, нижнюю часть росписи образовывала полилития, т.е. подражание каменной облицовке.

Еще в 1931 капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись.
состав:
придел св. Нила Столбенского (1782 - 1880)
chapel of St Nil Stolbensky

придел св. Варвары (18 в. - 1962)

chapel of St Barbara
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Arts.In.UA