Церковь св. Петра, апостола, или Петрикирхе
Church of St Peter the apostle
история:
Немцы-лютеране с другими единоверцами молились в доме сподвижника Петра I во многих ратных морских делах вице-адмирала Корнелиса Крюйца, расположенном на берегу Невы, на месте будущего Нового Эрмитажа.
В 1706...10 на левом берегу Невы, напротив крепости, выстроена кирха св. Петра („деревянная… в форме креста“).
Этот храм поочерёдно по воскресениям посещался лютеранами и реформатами.
Службу отправлял специально приглашённый из университетского города Геттингена пастор и учёный Вильгельм Толле.
Он вёл службу на немецком, голландском и финском языках.
Его сменил также авторитетный в западном богословском мире пастор Генрих Готлиб Нациус из Галле.
Богослужения в кирхе собирали такое количество прихожан, что городские власти по праздникам предоставляли им самый вместительный в СПб того времени Большой зал Берг-коллегии.
История строительства храма восходит ещё ко времени непосредственных преемников Петра Великого, когда на Невской "першпективе" был выделен участок и началось строительство кирки для местных лютеран.
В 1724 прихожане решили выстроить собственную кирху, ибо после заключения Ништадтского мира их число сильно увеличилось в связи с переездом иноземных купцов и ремесленников из Москвы и Архангельска.
Кирха на 1500 человек заложена на Невской першпективе в Петров день, 29 июня 1728, фельдмаршалом Б.X.Минихом, который являлся и автором проекта.
Освящена пастором Х.Г.Нацциусом 14 июня 1730, в день 200-летия Аугсбургского исповедания.
Увенчанная башней кирха оформлена внутри пилястрами с золочеными капителями.
Украшена в алтаре картиной Г. Гольбейна „Явление Христа ученикам“, (её подарил храму придворный живописец Г.X.Грот), а также полотнами Г.И.Гзеля.
Деревянных ангелов вырезал скульптор И. Дункер; орган сделал митавский мастер И.Г.Иоахим.
Отделка здания под смотрением И.Я.Шумахера длилась ещё восемь лет.
Этот небольшой храм просуществовал чуть более трёх десятилетий.
С 1760 архитектор Бюшинг значительно его расширяет и украшает.
После столетнего юбилея кирхи возникла необходимость расширить старый или построить новый храм.
В результате конкурса выбран проект А.П.Брюллова, исполненный в псевдороманском стиле.
31 августа 1833 заложена новая кирха, готова вчерне через два года, но на её отделку ушло ещё три сезона.
Храм, который обошёлся более чем в 500 тыс. руб., отличался хорошей акустикой и был очень просторным (вмещал 3000 человек) благодаря трёхъярусным хорам, опиравшимся на чугунные столбы.
31 октября 1838 освящена.
В 1841 установлен орган известной фирмы Валкер из Людвигсбурга (она заменила его на новый, второй по размерам в стране в 1886).
Ремонту кирка подвергалась дважды: в 1882...83, когда А.И.Кракау и И.А.Стефаниц заменили деревянные стропила на металлические и устроили стальные связи между пилонами, и в 1895...97, когда М.Е.Месмахер расширил хоры, сделал боковые двери у главного входа и предложил эскиз новой росписи.
В этой самой старой и богатой лютеранской общине столицы перед революцией насчитывалось ~ 15 000 прихожан.
Община состояла в основном из немцев среднего класса и остзейского дворянства, влиятельного при дворе. её покровителями многие десятилетия были принцы Ольденбургские.
С XVIII века богатое благотворительное общество при кирхе содержало известную Петершуле, детский приют и сад, больницу и дешевые квартиры.
Умерших прихожан хоронили сперва у Сампсониевской церкви на Выборгской стороне, а с 1772 - на Волковом кладбище.
Богослужебным языком всегда оставался немецкий.
Закрыта в конце 1937, а в 1938 все предметы, представляющие художественную ценность, вывезены в ГЭ.
В последующие годы в нём планировали устроить концертный зал, для чего отчасти уничтожили внутреннее убранство, хотя здание находилось „под охраной государства как памятник архитектуры“.
Долгие годы в храме размещался склад.
В 1958...62 здание приспособлено под крытый плавательный бассейн.
1 июля 1992 церковь возвращена немецкой лютеранской общине.
31 октября 1992 в одном из помещений возобновились богослужения, после чего началась длительная реставрация искалеченного здания по проекту И.А.Шарапана и Ф. Венцеля.
Она идёт и сейчас на деньги правительства Германии.
После освящения 16 сентября 1997 церковного зала кирха стала кафедрой архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви России.
В настоящее время в общине состоит ~ 600 обрусевших немцев.
Витражи давно и достаточно тщательно описаны в издании посвящённом 200-летнему юбилею церкви, вышедшем в СПб в 1910 на немецком языке.
В 1864 два члена церковного Совета Ад. Фр. Юнкер и Николай Штанге заказали нюрнбергскому художнику-витражисту Штефану Келльнеру парные витражи по мотивам известных работ А. Дюрера: "Св. Пётр и Св. Иоанн" и "Св. Марк и Св. Павел".
Первоначально эти произведения были установлены в высоких с полуциркульными завершениями окнах по сторонам от органа, выходящих на южный парадный фасад.
Несколько позднее, в 1866, по желанию донаторов эти витражи были перемещены вниз, в окна слева и справа от главного входа.
На освободившиеся места были установлены другие работы: слева от органа - "Моисей в пустыне со змием", справа - "Иисус на масличной горе", исполненные по заказу тех же Юнкера и Штанге тем же мастером.
Штефан (Иоганн Штефан) Келльнер (1812 - 67) представитель прославленного семейства нюрнбергских художников-витражистов.
В том же 1866 церковь получила в дар ещё один витраж, на этот раз на тему "Иисус проповедует ученикам" (Мф 28:16-19).
Видимо по желанию дарителя, члена церковного совета Вильгельма Пеля, витраж украшала соответствующая надпись, разумеется на немецком языке: "Идите и учите все народы во имя Отца и Сына и Св. Духа".
Этот витраж был установлен в третьем окне на стороне кафедры.
Наконец, в 1871 Павел Риттер, в память о своём отце Роберте Риттере. члене совета кирхи (1821 - 39), заказал в Берлинском королевском институте живописи на стекле витраж с изображением Св. Семейства и коленопреклонённого перед Христом пастуха.
Основной сюжет выполнил Г. Мартин, арабески - Глински.
Витраж обрёл своё место в храме напротив подаренного В. Пелем.
В архиве ГЭ обнаружен акт передачи (за №752 от 14 сентября 1938) 6 повреждённых в деталях витражей из Музейного Фонда в Отдел Западноевропейского Искусства.
Витражи обозначены в этом скупом документе, как витражные копии с картин Дюрера.
Судя по размерам по крайней мере двух из них (размеры 4-х из них не указаны) эти витражи вполне вписываются в упомянутые выше окна церкви ап. Петра.
Загадка этого документа и судьбы самих витражей ждут своего разрешения.
В 1864...66 интерьер украсили витражи С. Кальнеролли.
предмет с изображением:
фрагмент фотографии начала века К. Буллы с изображением витража "Иисус на масличной горе" (из ЦГАКФФД)
посвящённый предмет:
библиография
Иванов Е.Ю., Севастьянов К.К. Витражи Петрикирхе. Der Bote // Вестник, 1999, №3. С. 18 — 19.